Вендинг. История, развитие, перспективы.

Vendere – по-итальянски значит продавать. Изначально понятие вендинг объединяет в себе возможность автоматизированной продажи любых товаров, без привлечения человека.

О вендинге знали еще в далеком 215 году до нашей эры. Уже тогда александрийский математик Герон описал устройство, которое использовалось в храмах для реализации «священной» воды.

Следующее упоминание о вендинге приходится на 1076 год. На то момент в Китае уже могли продавать карандаши в автомате за монеты. Среди европейцев, первыми освоили автоматизированную торговлю англичане, используя автоматы для продажи порционного табака. В 1851 году произошло знаменательное событие в мире вендинга — на Всемирной промышленной выставке, проводимой в Лондоне, состоялась презентация аппарата для реализации напитков. Регистрация первых автоматов для торговли была произведена в 1886 году в патентном бюро Соединенных Штатов. С этого момента вендинг начал свое великое путешествие по всему миру.

В России в 1898 году, известной петербургской кондитерской фирмой «Жорж Борман» был установлен автоматический аппарат по продаже плиток шоколада.  Автоматы «от Бормана» весьма напоминали современные, в качестве оплаты принимались 15-копеечные монеты. Если покупатель опускал монету другого достоинства, то ни шоколада, ни сдачи не получал.

Серийное производство первых торговых (вендинговых) автоматов в Советском Союзе началось в 1956 году. В Москве было установлено несколько тысяч автоматов по продаже газированной воды. На всех станциях Московского метрополитена стояли автоматы по продаже жетонов для проезда, а на большинстве вокзалов автоматы по продаже билетов. В крупных городах были популярны автоматы по продаже газет.

В России 21 столетия вновь наблюдается рост популярности торговых автоматов. Широко распространены автоматы, продающие кофе, напитки, снэки, жевательную резинку, разнообразные штучные товары, молоко, автоматы моментальных фотоснимков и прочие.

В целом российский вендинг соответствует ключевым международным трендам развития автоматизированных продаж и показывает устойчивую динамику роста и развития.

Потенциал отрасли очень высок, по причине огромных объёмов российского рынка, наличия множества неосвоенных пространств и направлений.

По словам Коммерческого директора ОФД-Я Алексея Потапова, торговые автоматы в России становятся более «умными» и высокотехнологичными. Доля автоматов оснащенных устройствами для безналичных платежей и иными digital инструментами продолжает активно расти. Дальнейшее формирование и насыщение российского вендингового рынка во многом определяется следующими условиями:

-  поддержкой развития малого и среднего предпринимательства на национальном и региональных уровнях;

-  доступностью цен на торговое оборудование;

-  развитием качественного сервисного обслуживания вендинговых автоматов (техническая поддержка, ремонт);

-  расширением ассортимента товаров, продаваемых с использованием торговых автоматов;

-  использованием решений вендинга в сфере услуг, в частности, для систем самообслуживания, таких как автомобильные мойки, прачечные, услуги по ксерокопия документов, фотокиоски и многое другое.


Совершенствование системы выдачи позволяет безгранично расширять возможный ассортимент. А значит в будущем нас ждет возможность приобретать посредством вендинга практически любые товары.


В соответствии с 54-ФЗ «О применении ККТ», организации, использующие торговые автоматы, обязаны применять онлайн-кассы и передавать фискальные данные в ФНС через операторов фискальных данных (ОФД).  ОФД-Я предлагает своим Клиентам, бизнес которых связан с вендинговыми автоматами, гибкую систему оплаты, учитывающую интересы разных категорий бизнеса. Цена на услуги ОФД формируется индивидуально, в зависимости от специфики и масштабов бизнеса наших Клиентов.